Должностные обязанности завхоза: сложно ли быть завхозом
Завхоз, попросту – заведующий хозяйством, это руководитель среднего звена, осуществляющий хозяйственное функционирование предприятия, учреждения, организации, офиса и так далее.
Человек, претендующий на эту должность должен обладать определенным складом ума, и среди личностных качеств, нужных для успеха на этом поприще, обязательно преобладают:
- аккуратность
- самоорганизованность
- внимательность
- пунктуальность
- порядочность
- ответственность
- привычка четко следовать принятым правилам
- любовь к стабильности
- навыки организатора и мотиватора
Люди с художественным складом мышления, не способные организовать себя и других, обеспечить бесперебойность функционирования предприятия, не созданы для этой профессии. Это объясняется просто – творческая личность может забыть о туалетной бумаге или же уборке льда со ступенек на входе, упустить какие-либо мелочи. В результате, в работе учреждения, офиса или чего-то другого произойдут сбои.
Должность, подразумевающая выполнение функций завхоза, может называться по-разному. Иногда это – заместитель директора по хозяйственной части, иногда – менеджер по чистоте и уюту, иногда – администратор офиса, начальник хозяйственного отдела, руководитель хозяйственной части, менеджер отдела снабжения и обеспечения. В армейских частях эта профессия называется – прапорщик.
Наименований достаточно много, но суть специфики занятий и зоны ответственности для человека, выбравшего эту профессию, они не меняют. Работа заведующего хозяйством достаточно важна и требует многих качеств – умения ориентироваться в ценах и коммерческих предложениях, выгодных и нужных для хозяйства, завхоз должен разбираться в людях и находить с ними общий язык, вызывать уважение у окружающих, уметь принимать решения и аргументировать их, апеллировать фактами, актами состояния помещений, статистическими данными и другими цифрами, «выбивая» у начальства дополнительное финансирование или изменения в графике занятости младшего персонала.
Завхоз, это не просто абстрактная фигура, производящая учет швабр и командующая дворниками, это важный для предприятия человек. От того, как выполнены должностные обязанности завхоза, зависит нормальное функционирование всех сотрудников и, в конечном итоге, успешность рабочего процесса, так же как и конечный его результат. Обязанностей у заведующего хозяйством предостаточно.
Особенности профессии
Заведующий магазином предлагает идеи по оптимизации работы магазина на рассмотрение вышестоящему руководству, осуществляет прием и увольнение сотрудников, премирует и штрафует работников на фиксированную сумму.
На такого специалиста возлагается значительная ответственность: он обязан контролировать наличие сертификатов качества продукции от каждого поставщика, следить за соблюдением условий хранения товаров, контролировать состояние здоровья всего коллектива. Также заведующий несет ответственность за: нанесение финансовых убытков ущерба магазину в результате недобросовестного исполнения прямых обязанностей; хищение денежных ресурсов магазина; предоставление недостоверных данных в государственные органы.
Преимущества профессии:
- хорошая зарплата;
- перспектива карьерного роста;
- получение ценного опыта;
- возможность в будущем открыть собственный магазин при наличии стартового капитала.
Недостатки:
- значительная ответственность (в том числе и материальная);
- высокие эмоциональные нагрузки;
- необходимость держать в памяти много разной информации.
Прибыли специалистов в России
Средняя зарплата завхоза в школах Москвы составляет 58571 ($893), а в России – 26488 руб. ($404).
Специалисты работают практически на всех предприятиях, учреждениях и организациях.
В регионах страны они получают жалованье:
- Мурманская обл. – 78000 ($1189);
- Московская – 65333 ($996);
- Нижегородская – 57667 ($879);
- Амурская – 35000 ($534);
- Ленинградская – 30667 ($467).
В крупных городах им платят оклады:
- Москва – 42500 руб. ($648);
- Санкт-Петербург – 33500 ($511);
- Ростов-на-Дону – 27000 ($412);
- Самара – 25000 ($381);
- Новосибирск – 18000 ($274).
Заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности зарабатывает 33667 руб. ($513) в месяц.
Заработок завхозов на различных предприятиях соответствует:
- продуктовый магазин – 25000 ($381);
- туристический комплекс – 30000 ($457);
- клининговая служба – 25000;
- офис фирмы – 23000;
- автосалон – 35000 ($534);
- частный детский сад – 50000 ($762);
- складской комплекс – 45000 ($686);
- медицинский центр – 30000;
- общежитие – 20000 ($305);
- нефтебаза – 16000 ($244);
- гостиница – 25000;
- городская больница – 30000;
- бизнес-парк – 40000 ($610);
- жилищное агентство – 31740 ($484).
Помощник завхоза в магазине одежды зарабатывает от 30000 руб.
Ему приходится быть мастером на все руки:
- ремонтировать мебель;
- устранять неполадки водопровода и канализации;
- вкручивать лампочки;
- делать мелкий ремонт в помещениях и т.д.
В Красноярске предлагают работу для завхоза без опыта работы по вахтовому методу 45/45. Новеньким предлагают бесплатное жилье и приличный аванс. Период между вахтами оплачивается. Зарплата – 94000 руб.
Задачи начальника производства
Главным человеком на производстве считается его начальник.
Каждое предприятие, выпускающее товарную продукцию, ставит перед руководителем свои задачи, но все их можно разделить по группам, которые в том или ином виде включает в себя должностная инструкция начальника производства.
Прежде всего он решает организационные задачи. Это подбор специалистов и руководителей нижестоящих подразделений, конкретизация их функциональных обязанностей, безопасность работ и совершенствование их качества, обеспечение строгого контроля и надзора.
Технические задачи — это совершенствование и внедрение новых технических условий производства.
Перед руководителем стоят и гигиенические задачи. В них входят регламентирование санитарно-гигиенических норм, проведение профилактических мероприятий, оценка эффективности санитарных условий в подразделениях. Это достаточно важная задача для руководителя любого производства, а должностная инструкция начальника пищевого производства ее еще более ужесточает.
Социальные задачи – вентиляция, отопление, состояние производственно-бытовых помещений, обеспечение работников спецодеждой и спецпитанием при необходимости – тоже находятся в его ведении.
Нормативно-правовые задачи, а это соответствие параметров производственного предприятия нормам и требованиям законодательства и отраслевых инструкций и стандартов.
Профстандарт как основа для должностной инструкции: раздел 3
Конкретные требования к уровню образования и опыту по обобщенным трудовым функциям (и для соответствующих им конкретизированных функций) закреплены в третьем разделе профстандарта. Эти требования могут быть включены в раздел «Общие положения» должностной инструкции.
Третий раздел профстандарта также может быть также полезен с точки зрения:
- формирования перечня функциональных обязанностей сотрудника по должностной инструкции (им может соответствовать перечень «Трудовые действия», установленный для конкретной трудовой функции в профстандарте);
- формирования перечня знаний и умений сотрудника по должностной инструкции (им могут соответствовать перечни «Необходимые умения» и «Необходимые знания», также установленные для конкретной трудовой функции в профстандарте).
Кроме того, формулировки, приведенные в перечне «Трудовые действия» по профстандарту, могут быть использованы и при составлении раздела «Права» должностной инструкции. Как мы отметили выше, права сотрудника, фиксируемые в инструкции, могут выражаться в получении доступа к определенным данным, а также в возможности взаимодействия с коллегами. Профстандарт вполне может определять и то и другое.
Требования к образованию и опыту работы
Стандарт в требованиях к управляющему розничными магазинами — высшее образование. Как правило, нужно или техническое, или экономическое.
Судя по опубликованным на HeadHunter вакансиям, для замещения должности нужно проработать директором по рознице или его заместителем в течение трех-пяти лет, а вот общий опыт работы в ретейле требуется больше — от пяти до десяти лет. Желательно, чтобы вы работали в том же продуктовом секторе, где и будущий работодатель.
Пригодятся и дополнительные курсы. Как минимум стоит пройти такие:
Повышение квалификации для директоров по рознице.
Курсы по брендингу, маркетингу и рекламе.
Для крупных корпораций желательно законченное MBA.
Плюсом будет сертификат, подтверждающий владение Excel и 1С: Управление торговлей.
Приглашаем на авторский курс для директоров по рознице
На курсе подробно рассказываем, как организовать работу розницы, реагировать на меняющиеся условия и эффективно выстраивать процессы. В программе — чек-листы для проверки действий, инструкция, как разработать план оптимизации и стратегию предприятия. Отдельное занятие посвящено открытию нового магазина.
Лекции подготовлены с учетом специфики бизнеса в России и странах бывшего СНГ. Участники обучения узнают, как сформировать стратегию торгового предприятия, избежать типичных ошибок, стимулировать продажи и быстро вывести магазин на прибыль.
Курс «Директор по рознице» → Дмитрий Кузьмин Автор медиапортала Русской Школы Управления