Kvadratra.ru

КвадратРА
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Плохая дорога: можно ли получить компенсацию за столкновение с ямой

Плохая дорога: можно ли получить компенсацию за столкновение с ямой

Елена Зайцева застраховала свой Hyundai в ООО «Зетта Страхование». Однако после произошедшего ДТП ей не выплатили страховку, сославшись на то, что водитель автомобиля нарушил ПДД. За страховым возмещением она отправилась в суд, где также попросила взыскать с компании компенсацию морального вреда и штраф. Суды частично удовлетворили ее требования. Однако в ВС спор разрешили в пользу фирмы (дело № 41-КГ18-6). ВС согласился, что случай не является страховым, поскольку, как указано в договоре между сторонами, в ситуации, при которой ДТП произошло из-за нарушения ПДД, выплата не положена. Такое условие согласуется с принципом свободы договора, с положениями документа, согласились обе подписавшие его стороны, отметили в ВС. Суду следовало оценить ДТП с учетом условий договора страхования, указали судьи. А ст. 963 ГК («Последствия наступления страхового случая»), на которую сослались нижестоящие инстанции, применима лишь к ситуациям, когда страховой случай уже наступил.

Состояние дороги – дело администрации

Илья Моренов подал в суд на ООО «Магистраль», на главное управление автомобильных дорог Нижнего Новгорода, пытаясь компенсировать ущерб от ДТП. Автомобиль Моренова наехал на выбоину и опрокинулся в кювет, ремонт обошелся более чем в 180 000 руб. Водитель заключил, что авария произошла из-за плохой дороги, и попытался взыскать компенсацию с ответственных за ее содержание. Но суды ему отказали.

Согласно справке о ДТП, авария действительно произошла из-за наезда на выбоину. Однако возник спор относительно вины сторон в ДТП. Согласно заключению экспертизы, невозможно установить, мог ли водитель обнаружить опасность вовремя. Но суд заключил, что причиной ДТП стали действия водителя. Наличие на дороге выбоины не говорит о том, что поломки автомобиля связаны с ДТП, и не свидетельствует о нарушении ответчиками обязательств по содержанию дороги, решили суды. В ВС не согласились с таким подходом, указав нижестоящим коллегам на обязанность ответственных лиц содержать дороги в надлежащем состоянии.

«Установлены предельные размеры отдельных просадок, выбоин, которые не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см», – напомнили в ВС.

И обратили внимание, что в споре факт недостатков дороги был подтвержден. Аналогичные решения принимались и в других судах. Так, апелляционным определением Сургутского городского суда от 13 марта 2018 года (дело № 11-38/2018) было оставлено в силе решение мирового судьи о взыскании с городской администрации ущерба по ДТП, в которое истец попал из-за плохой дороги, приводит пример Надежда Попова, юрист «Павлова и партнеры». Суды обеих инстанций справедливо определи, что в границах города содержать дороги в надлежащем состоянии – обязанность администрации. Однако Верховный суд отправил дело на новое рассмотрение в апелляцию.

Читайте так же:
Дополнительный оплачиваемый отпуск: кому положен, как оформить

Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в определении от 13.02.2018 (дело № 2-54/2018) по аналогичному спору применил п. 2 ст. 28 закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ». По нему пользователи дорог имеют право на компенсацию вреда жизни, здоровью или имуществу из-за нарушения техрегламентов теми, кто строит, реконструирует или содержит дороги.

Красноярский краевой суд оставил в силе судебное решение о взыскании ущерба в пользу автовладелицы из Ачинска, автомобиль которой попал в дорожную яму, скрытую дождем.

«Решения по аналогичным спорам, ответчиком в которых выступает администрация города или района, не всегда однозначны и защищают интересы стороны, которой причинен вред», – отмечает Надежда Попова.

Бремя доказывания – на причинителе вреда

В деле Моренова ВС также указал: доказать отсутствие вины должен тот, кто причинил вред (в данном случае это ООО «Магистраль»). Ответчик должен доказать и то, что ДТП произошло по неосторожности водителя – что не учли нижестоящие суды. Никаких доказательств того, что на месте ДТП были знаки об имеющемся недостатке дороги и объезде препятствия, в деле не было, указал ВС.

Аналогичный подход ВС демонстрировал и раньше. Так, в определении по делу № 84-КГ17-8, приводит пример Денис Фролов, руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm, ВС разъяснил, что при рассмотрении аналогичных дел доказывать отсутствие вины должен ответчик – ведомство, которое отвечает за качество дорожного покрытия. Истец же, лицо, которому причинен вред из-за невыполнения ответчиком своих обязанностей по содержанию дороги, не обязан доказывать то, что в его действиях отсутствовали нарушения. ВС указал, что именно дорожная служба должна следить за состоянием дороги и водитель не виноват в аварии. Спор был отправлен на новое рассмотрение в облсуд.

Читайте так же:
Отпуск перед декретом и после: как взять, пошаговая инструкция

Ответственность государства – в приоритете

В Апелляционном определении ВС Республики Башкортостан (дело № 33- 20907/2017) отдельно указывается на приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, в нем участвующих. Истец попала в ДТП в гололед из-за несоответствия дорожного покрытия установленным нормативам. Апелляция отменила решение суда первой инстанции, разъяснив положения п. 1 ст. 1064 ГК РФ, а также ст. 3 ч.ч. 1 и 3 ст. 24 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Рассматриваемое решение интересно тем, что судебная коллегия посчитала необходимым установить степень вины истицы и ответчика в равных долях, посчитав, что причиной ДТП послужило как наличие недостатка в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, так и нарушение истицей ПДД РФ. Формирование практики подобного рода способствует полному, всестороннему и справедливому рассмотрению такой категории дел.

Что делать водителю?

Если авария произошла из-за плохой дороги, важно соблюдать ряд действий, которые позволят в дальнейшем отстоять свою позицию в суде и добиться компенсации от дорожных служб. Водителя часто обвиняют в том, что он сам должен был оценить обстановку на дороге. Поэтому особенно важно, чтобы плохое состояние дороги было зафиксировано в протоколе ГИБДД. Если водитель подписал протокол со ссылкой на нарушение п. 10.1 ПДД, обязывающий водителя вести машину без превышения скорости и с учетом ситуации на дороге, доказать в суде, что причина аварии в состоянии дороги, будет сложнее.

В суде водитель может потребовать компенсировать не только ремонт автомобиля, но и расходы, связанные с процессом, в том числе стоимость экспертиз.

Образец заявления

Кукушинский районный суд

Истец: Сова Екатерина Ивановна,

г. Кукушинск, ул. Гагарина, 26а

Ответчик: Кузнечик Иван Николаевич,

г. Кукушинск, ул. Петрова, 17/45

Государственная пошлина — 2000 рублей

Иск о компенсации материального ущерба, который был причинен в результате дорожной аварии

(цена иска 100 000 рублей)

10.01.2016 года в результате ДТП моему автомобилю марки ВАЗ-2012, 2014 года выпуска, регистрационный номер РК2020, который принадлежит мне на праве личной собственности были причинены серьезные повреждения механического плана (Приложение 1), по данным независимой экспертизы (Приложение 2) и протокола ГИБДД (Приложение 3).

Авария произошла в г. Кукушинск напротив дома 14 по улице Мира по вине Ответчика, управляющего транспортным средством марки АУДИ ТТ регистрационный номер НО12125, в нетрезвом состоянии. Это подвержено справкой из Кукушинского городского отделения ГИБДД (Приложение 4) и медицинской экспертизой (Приложение 5).

Читайте так же:
Страховое возмещение – это … Определение понятия

Остаточная стоимость моего автомобиля и стоимость причиненного ущерба была определена организацией «Справедливо и точно». О чем свидетельствует экспертиза (Приложение 2). Его стоимость составила 5000 рублей. Ответчик был уведомлен о дате и времени проведения экспертизы соответствующим уведомлением (Приложение 6).

На ремонт было потрачено 90000 рублей, о чем свидетельствует акт из ремонтной мастерской «ШИК» (Приложение 7).

25.01.2016 года мной была направлена претензия Ответчику о компенсации понесенных мною расходов, произошедших из-за аварии, виновником которой он был. Ответчик никак не отреагировал в установленный на это законом срок.

Для обращения в суд я вынуждена была прибегнуть к помощи адвоката, расходы на которого составили — 3000 рублей. Копия договора и чека об оплате (Приложение 8).

Исходя из вышеизложенного, опираясь на ст. 15, 1079, 1099 ГК РФ, ст. 27, 106, 125, 126 АПК РФ, прошу суд взыскать с Ответчика в мою пользу:

  1. Расходы на ремонт моего транспорта — 90000 рублей.
  2. Расходы на адвоката — 3000 рублей.
  3. Расходы на оплату государственной пошлины — 2000 рублей.
  4. Расходы на независимого эксперта — 5000 рублей.

Приложения:

  1. Перечень механических повреждений.
  2. Независимая экспертиза.
  3. Протокол ГИБДД.
  4. Справка ГИБДД.
  5. Медицинская экспертиза.
  6. Уведомление на экспертизу.
  7. Акт из ремонтной мастерской.
  8. Договора с адвокатом и чек на оплату его услуг.
  9. Чек об оплате государственной пошлины.
  10. Копия искового заявления Ответчику.
  11. Копия искового заявления судье.

Правила и порядок подачи:

  1. Правильно определяем подсудность вашего дела (суды общей инстанции, мировые судьи).
  2. Собираем качественную доказательную базу, обязательно с направленной ответчиком претензии.
  3. Каждый потраченный рубль должен иметь документальное подтверждение.
  4. Исковое заявление составляем правильно, без наличия ошибок всех типов.
  5. Адвокат лишним тут не будет.

Пакет документов

Исковое заявление должно быть написано в 3-х экземплярах, которые должны быть у суда, ответчика и самого заявителя. Все должны проставить свои подписи исключительно синей пастой.

Пакет необходимых документов:

  • само исковое заявление;
  • квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины;
  • ксерокопия паспорта ответчика.

Любые приложения должны быть представлены в отксерокопированном виде.

Собранный пакет документов можно либо подать в суд лично, либо воспользоваться услугами почты и отправить заказное письмо с уведомлением. Лучше всего воспользоваться первым способом, так как на руки будет выдан экземпляр иска с соответствующей отметкой о принятии.

Размер государственной пошлины на подачу такого иска будет зависеть от того, кто является заявителем.

Если в качестве истца выступает юридическое лицо, а также требуется оценить материальный ущерб, то расчет производится в индивидуальном порядке.

Досудебное урегулирование конфликта

Не все знают, что судебное разбирательство по вопросам возмещения ущерба в ДТП длится довольно долго. На проведение всех необходимых экспертиз сторонам придется тратить не только деньги, но и время. Судебные заседания растягиваются на долгие месяцы. В результате обращение в суд невыгодно ни для виновника ДТП, ни для пострадавшего. Поэтому решением этой проблемы станет добровольное соглашение на возмещение ущерба. Если присутствуют неоспоримые доказательства вины одного из участников ДТП, а между пострадавшим и виновником выстроился мирный диалог, то нет никаких препятствий для урегулирования конфликта без обращения в суд. Сторонам необходимо составить соглашение, которое станет для виновника обязательством по возмещению нанесенного ущерба. После проставления подписей обеих сторон документ является действительным, а виновник ДТП становится членом законных правоотношений. В случае невыплаты указанной суммы компенсации, он отвечает своим имуществом. Образец соглашения о возмещении ущерба при ДТП можно найти у нас сайте.

Сумму компенсации участники обговаривают тогда, когда принято решение заключить мирное соглашение. При составлении такого документа не требуется использовать какой-либо образец. Достаточно лишь указать, что виновник аварии, произошедшей в определённое время в определённом месте готов возместить ущерб пострадавшей стороне. Возмещение ущерба пешеходу при ДТП производится только после проведения медицинской экспертизы.

Но далеко не всегда виновники ДТП стремятся к мирному урегулированию конфликта с пострадавшей стороной и выплате суммы компенсации в полном объеме. Разумным решением становится обращение в суд. Взыскание материального ущерба с виновника ДТП также происходит через суд.

Содержание иска

Отправной точкой в судебных делах по умолчанию считается исковое заявление. Составлять бумагу допускается в свободной форме, однако при этом содержание иска должно четко отражать суть прошения, а также дополнительные факты.

Потребуется осветить следующую информацию:

  • наименование судебной инстанции в полном виде;
  • сведения об истце и ответчике (адресная информация, Ф.И.О., контакты);
  • подробное, но не размытое описание обстоятельств ДТП, а также полученного вреда;
  • список факторов, указывающих на вину ответчика;
  • претензии и исковые требования истца к виновнику аварии;
  • сумма компенсации и ее подробный расчет;
  • указание на тот факт, что имелись попытки досудебного урегулирования проблемы, не повлекшие за собой положительных результатов;
  • перечень приложений — документы, протокол, справки и прочие бумаги;
  • дата составления документа;
  • подпись пострадавшего.

Текст иска не должен быть излишне эмоциональным, включать разговорных оборотов речи. Информацию следует излагать строго по существу вопроса.

Юридическая сила расписки

Законодательно возможность предоставления расписки при автомобильной аварии регламентирована в ст. №68 ГПК. Составленная и заверенная по всем установленным правилам, данная бумага обретает законную силу. Однако, в приведённой статье имеется мало информации о конкретных стандартах написания.

Это позволяет оформлять расписки о возмещении ущерба после ДТП в свободной форме. Использоваться здесь может, как распечатанный бланк, так и простой лист бумаги. В тексте следует отразить такую информацию:

  1. Дата и время совершения ДТП.
  2. Данные участников аварии.
  3. Оценочный размер нанесённого вреда (определяется обоюдно).
  4. Описание места и конкретных обстоятельств совершения ДТП.
  5. Иные существенные, на взгляд участников аварии, нюансы и обстоятельства.

Составленная бумага заверяется личными росписями всех сторон: виновника, пострадавшего и двух свидетелей.

Судебная практика

На практике моральный ущерб взыскивают как в отдельном порядке, так и включают его в иски о компенсации имущественного вреда. Чаще всего основанием для отказа является обоснование истцом своих переживаний материальным ущербом автомобилю и другому имуществу или отсутствие доказательственной базы.

Если аварией нанесен любой ущерб здоровью, то на возмещение вреда, даже на минимальное, стоит рассчитывать в любом случае. Приблизительные размеры выплат составляют:

  • при легких повреждениях – от 2 до 20 тыс. руб.;
  • средние травмы – от 20 до 50 тыс. руб.;
  • тяжелые травмы или обезображивающие увечья – от 50 до 100 тыс. руб.;
  • при гибели близкого родственника – от 100 тыс. до 1 миллиона рублей.

Во всех других случаях среднюю статистику получить сложно, потому что суды даже при схожих обстоятельствах происшествия и заявленных требованиях назначают совершенно разные суммы компенсаций.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector