Kvadratra.ru

КвадратРА
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как подать досудебную претензию, если у виновника ДТП нет ОСАГО

Как подать досудебную претензию, если у виновника ДТП нет ОСАГО?

За последние 14 лет, попав в дорожную аварию, которая случилась по вине третьих лиц, люди перестали волноваться за восстановление своего автомобиля, так как на территории Российской Федерации работает программа страхования ответственности перед другими участниками движения.

Но, к сожалению, не все владельцы машин законопослушные и может случиться так, что у виновника не оформлено ОСАГО (что делать, если виновник ДТП не вписан в полис?). О действиях потерпевшего в такой ситуации и будет рассказано в это статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

В каких случаях страховая компания может не выплатить компенсацию

Согласно заключённому страховому договору ОСАГО обязанность возмещения пострадавшему в ДТП водителю причинённого ущерба возлагается на страховщика – ту страховую компанию, с которой заключён договор о страховании виновником или участником происшествия. При этом ст.7 Федерального закона об ОСАГО №40 от 25.04.02 устанавливает следующие предельные суммы компенсации, которые должны выплачиваться пострадавшим в автоавариях:

  1. В случае причинения физического вреда здоровью (смерти, увечий и травм) максимальная сумма компенсации составляет 500 тысяч рублей.
  2. В случае причинения материального вреда имуществу максимальная сумма компенсации составляет 400 тысяч рублей.

Обычно количество потерпевших в автомобильных авариях не ограничивается одним человеком, их может быть несколько. При этом каждый из них имеет право на получение материальной компенсации за причинённый ущерб. Как любое хозрасчётное предприятие, страховая компания старается минимизировать свои расходы. Достигается это поисками достаточных оснований в каждом конкретном случае для отказа в предоставлении материальной компенсации.

Как показывает практика, наиболее распространёнными причинами для отказа в выплате страховой компенсации пострадавшим являются следующие обстоятельства, на которые ссылаются страховщики для обоснования своего решения:

  • виновник ДТП при совершении аварии находился в состоянии опьянения;
  • виновник ДТП не имел прав на управление автомобилем;
  • дорожное происшествие произошло в тот период времени, на который не распространяется действие страхового договора;
  • виновник ДТП не имел страхового полиса ОСАГО;
  • у страховой фирмы отозвана лицензия.

В двух причинах, указанных первыми, когда виновник аварии был пьян или не имел прав управления, по закону страховщик обязан выплатить материальную компенсацию пострадавшим в счёт возмещения ущерба, оставляя себе право взыскания понесённых расходов с виновника ДТП в судебной инстанции в качестве регресса. Если виновник аварии не имел с собой страхового полиса в момент происшествия, то страховые выплаты должны производиться после выяснения реквизитов договора ОСАГО при его наличии. В случае, когда страховая компания обанкротилась или у неё отозвана лицензия, обязанности по возмещению ущерба пострадавшим возлагаются на РСА.

Читайте так же:
Класс страхования ОСАГО как определить в 2022 году

Когда понадобится досудебная претензия

В размере, утверждённом законодательством об ОСАГО (400 000 р. за повреждения имущества и 500 000 р. за вред здоровью для каждого потерпевшего), ущерб покрывает страховая компания (СК). Поэтому, если у виновника был действующий на день аварии полис «автогражданки» и урон не больше суммы, положенной по страховке, требовать компенсации надо от СК, а не от виновника.

Исключение составляет моральный вред. По ОСАГО он не страхуется, следовательно, не возмещается СК. Поэтому, если он был причинён¸ его всегда можно потребовать с виновника.

Примечание. Если ДТП вы оформили по Европротоколу, то получить компенсацию за ущерб, превышающий 50 000 р., вы имеете право также только от виновника.

Таким образом, можно назвать четыре ситуации, когда необходимо требовать компенсацию за причинённый урон с виновника, и, соответственно, готовить досудебную претензию:

  1. ответственность виновника не была застрахована;
  2. ущерб оказался больше компенсируемого по «автогражданке»;
  3. взыскание морального вреда и другие ситуации, непокрываемые ОСАГО (повреждение при погрузке, урон антикварным ценностям и другие, изложенные в п.2 ст.6 Закона «Об ОСАГО»).
  4. когда страховая компания законно отказала в выплате.

Примечание. Если вашу автомашину починили по каско, дополнительно требовать компенсации с виновника вы не можете. Ваше право требовать уходит к выплатившему возмещение страховщику по суброгации.

Если страховая отказывается платить

Отдельно стоят случаи, когда СК отказывает в выплате возмещения. Здесь необходимо понимать, что возмещение с виновника можно получить, когда случай действительно не страховой. И совсем необязательно, что если СК отказалась платить, так как не посчитала, например, столкновение с прицепом или повреждения авто на стоянке нестраховым случаем, то и суд посчитает также, особенно после Постановления Верховного Суда 2015 года, когда стоянка автомобиля была признана его эксплуатацией.

Вполне вероятно, что в случае неправомерного отказа СК от выплаты, суд не удовлетворит ваш иск к виновнику, так как посчитает, что платить всё-таки должен страховщик. И тогда придётся начинать тяжбу с начала, теперь уже со страховой компанией.

Кстати. При спорах со страховщиками досудебная претензия обязательна.

Поэтому перед подачей досудебной претензии внимательно изучите закон или проконсультируйтесь с юристом, кто должен платить в вашей ситуации.

Когда у виновника нет ОСАГО

Когда автомобиль участника ДТП был без страховки, оформленной на него, получить возмещение ущерба можно только от его владельца (водитель, если он не угонял авто, тоже владелец). Поэтому, скорее всего, досудебная претензия вам обязательно понадобится.

Читайте так же:
Ваш счет заблокирован! Что делать, если вы – ИП?

Следует учитывать, что с такого горе-владельца ущерб точно можно требовать без учёта износа, не применяя правил расчёта, положенных по ОСАГО.

Виновник или собственник: ВС решал, кто ответит за ДТП

Виновник или собственник: ВС решал, кто ответит за ДТП

Андрей Симонов* отдал свою Toyota Avensis другу Юрию Малинину* на время. Он передал ключи и документы, но никаких бумаг они не составили. Вечером 21 августа 2018-го на чужой иномарке Малинин попал в ДТП – въехал в машину, которая остановилась на светофоре. Это была Toyota RAV4 Степана Михайлова*. Сотрудники ГИБДД решили, что виноват в аварии именно Малинин, так как он не выдержал безопасную дистанцию между легковушками. Выяснилось, что авто Симонова не было застраховано. Добровольно деньги на ремонт пострадавшему виновник аварии не выплатил, поэтому Михайлову пришлось сначала провести независимую оценку повреждений, а потом обратиться в суд.

Кто отвечает за ДТП?

Изначально он пошел с иском к Малинину, то есть виновнику ДТП, и просил взыскать с него деньги на восстановление авто (208 000 руб.), затраты на проведение независимой экспертизы (4 000 руб.), компенсацию морального вреда (50 000 руб.) и прочие расходы (на оплату госпошлины и почтовые отправления). Но потом истец заменил ответчика на Симонова, владельца машины. А мужчину, который устроил столкновение, привлекли по делу в качестве третьего лица. Первая инстанция назначила по делу судебную экспертизу. Согласно ее заключению, на ремонт Toyota RAV4 уйдет 162 000 руб. Тогда Михайлов снизил размер требований, с хозяина иномарки он хотел получить в общей сложности 199 000 руб. (за ремонт и утрату товарной стоимости машины).

Сланцевский горсуд Ленинградской области решил, что причиненный в аварии ущерб в силу ст. 1064 ГК («Общие основания ответственности за причинение вреда») должен возмещать виновник столкновения. Симонов доверил ему машину вместе с ключами и документами. Следовательно, в момент ДТП Малинин владел авто на законных основаниях, поэтому отвечать за ущерб должен он. И первая инстанция отказала в иске, так как ответчик по делу был ненадлежащий (дело № 2-42/2019).

А вот апелляция заключила, что перед пострадавшим должен отвечать именно владелец автомобиля. По мнению апелляции, одной передачи ключей недостаточно – для законного владения Малинину не хватало юридического оформления передачи иномарки (доверенности, договора аренды или другого распоряжения). Суд взыскал с собственника авто стоимость ремонта (162 000 руб.), утрату товарной стоимости машины (8800 руб.) и судебные расходы (35 000 руб.). Кассация поддержала доводы первой инстанции. Определение апелляции она отменила, а решение Сланцевского городского суда Ленинградской области оставила в силе. Тогда Михайлов обратился в Верховный суд. В кассационной жалобе он указал, что владелец только отдал машину в пользование, но не передавал право владения, то есть отвечать за ДТП должен все-таки Симонов.

Читайте так же:
Как считать 28 дней отпуска - календарными или рабочими?

Собственник и владелец. В чем разница?

Дело № 33-КГ21-1-К3 26 апреля рассмотрела тройка судей под председательством Елены Гетман. На заседание в ВС пришли сам Михайлов и адвокат Симонова Тихон Колесник. Сначала Михайлов рассказал о том, как произошло ДТП: он ехал вместе с семьей в машине, остановился на красный свет, а спустя несколько секунд сзади в него въехал Малинин. Председательствующая в процессе поинтересовалась, почему он решил изменить ответчика.

– Сначала я не знал, кто собственник. Я думал, что он [Малинин] собственник. Когда на первом заседании суда выяснилось, что он не собственник, судья мне говорит: «Вы подумайте, вы должны правильно выбрать ответчика». И мы [с представителем] решили поменять ответчика, – объяснил кассатор.

– Вы осознанно исходили из того, что собственник является тем лицом, которое должно отвечать? Есть понятия законного владельца и собственника. Они могут не совпадать, – отметила Гетман.

Михайлов объяснил свою позицию: тот, кому передан автомобиль, может стать законным владельцем. Но для этого он должен, например, застраховать машину. Или собственник и водитель должны заключить договор, составить доверенность. «То есть письменное свидетельство передачи», – отметила Гетман.

– Передача авто, которая происходит по устному соглашению, превращает водителя в законного владельца?
– Нет, – однозначно заявил Михайлов.

Тогда вопросы возникли у судьи ВС Вячеслава Горшкова. Он поинтересовался, кто, по мнению кассатора, должен выплачивать ущерб от ДТП, если автомобиль был угнанный. «Тот, кто совершил ДТП», – ответил Михайлов.

– А в чем разница? – спросил Горшков.

– Собственник не виноват, без его воли автомобиль угнали.

Колесник парировал, что в момент ДТП владел машиной Малинин, а не его доверитель. «Как сделать вывод, что человеку передали полномочия не пользования, а владения?» – этот вопрос Горшков задал уже представителю Симонова. Он рассказал, что если машиной управляет кто-то другой, то он и становится ее владельцем.

Горшков спросил, возместили в итоге пострадавшему ущерб или нет. Михайлов рассказал, что после решения областного суда он обратился к судебным приставам, они успели взыскать 13 000 руб., а после этого кассация отменила решение апелляции. Пострадавший в ДТП указал, что с момента столкновения прошло уже несколько лет. За это время он потратился на представителя, экспертизы, но так и не смог вернуть стоимость ремонта. «И вот в чем я виноват?!» – негодовал Михайлов.

Читайте так же:
Срок заключения договора энергоснабжения нежилого помещения, участка - БЛОГ

После этого тройка удалилась в совещательную комнату. Спустя полчаса Горшков озвучил решение коллегии: определение кассации отменить, а дело вернуть в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Иск к обоим ответчикам

Алексей Тё, заместитель руководителя БА Бюро адвокатов «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Природные ресурсы/Энергетика группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство 8 место По количеству юристов 13 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 15 место По выручке Профайл компании × видит в деле стратегическую ошибку самого истца и его представителя. В подобных случаях, говорит эксперт, необходимо предъявлять иск к обоим ответчикам – как к собственнику автомобиля, так и к лицу, непосредственно причинившему вред. Тё полагает, что, возможно, ошибку допустила и первая инстанция, которая в силу п. 3 ст. 40 ГПК («Участие в деле нескольких истцов или ответчиков») могла привлечь виновника аварии в качестве соответчика по своей инициативе.

Суды первой и кассационной инстанций, посчитав, что законным владельцем автомобиля является водитель, очевидно, не учли отсутствие какого-либо юридического оформления факта передачи прав на автомобиль. Как минимум таким подтверждением мог быть полис ОСАГО, выписанный на Юрия Малинина*.

Алексей Тё, заместитель руководителя БА Де-юре

С позицией коллеги согласился Аким Ложковой, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × . По его мнению, в подобных делах нужно учитывать поведение собственника авто до его передачи непосредственному виновнику, письменное оформление таких взаимоотношений, общение и переписку между ними. Тё продолжил, что схожий спор ВС рассмотрел в прошлом году (дело № 78-КГ20-18). Тогда владелец машины разрешил сесть за руль человеку без прав, не вписанному в страховку. Суды отказали в удовлетворении иска к собственнику авто. Но ВС указал, что следовало выяснить, было ли осмотрительным и ответственным его поведение при передаче машины.

Ситуации, не позволяющие взыскание

Ситуации, не позволяющие взыскание

На практике могут возникнуть ситуации, когда водитель имеет право отказаться от требуемых с него платежей. В большинстве ситуаций это криминальный аспект, который безусловно требует доказательств:

  • автомобиль числится в угоне, открыто официальное дело по заявлению собственника;
  • умышленный поступок потерпевшего;
  • зафиксированное алкогольное опьянение потерпевшей стороны;
  • ситуация непреодолимой силы: стихийное бедствие или катастрофа.
Читайте так же:
Отпуск на свадьбу по трудовому кодексу в 2022 году

В случае угона материальный ущерб определяется при обнаружении преступника и вменяется непосредственно ему. Например, если машина была угнана при наличии ключей в замке зажигания, то возмещение ущерба с виновника ДТП производится в равных долях с владельцем авто.

Принцип состязательности сторон позволяет участникам выдвигать свои аргументы. В выплатах могут отказать, если истец грубо нарушил правила и вынудил ответчика совершить аварийные действия. В процессе может быть установлено отсутствие вины ответчика, сумма требования корректируется в зависимости от представленных обстоятельств. Что касается здоровья участника аварии, то данные аргументы не могут отклонить или снизить исковое требование.

Как мы работаем

Сотрудники сайта имеют практический опыт и глубокие теоретические знания в делах о возмещении материального ущерба. Поэтому стоимость их услуг всегда оправдана и подкреплена отзывами клиентов.

Кроме онлайн консультаций, юристы проводят анализ имеющихся документов, предоставляют услугу составления иска о возмещении морального вреда, а также оказывают помощь относительно дальнейших действий.

Обратитесь к адвокатам и юристам, чтобы получить юридическую консультацию, узнать перечень юридических услуг и стоимость юридической помощи.

Подводим итоги

Если произошла авария, а у виновника нет обязательной «автогражданки», страховая ничем не поможет пострадавшему. Придется получать компенсацию самостоятельно:

  • отсутствие полиса у виновника аварии – одно из оснований для обращения в суд;
  • при желании потерпевший может попытаться решить дело мирно, направив виновнику досудебную претензию с требованием о добровольной выплате;
  • если ответа нет либо виновник не хочет платить, следует подавать исковое заявление в суд;
  • иск направляется по месту прописки ответчика в мировой суд, если сумма требований до 50 тыс. рублей (в районный – если больше);
  • исковое заявление составляется по общим нормам ст. 131 ГПК;
  • сумма взыскания состоит из объема имущественного ущерба (рассчитывается экспертом), степени и характера физического вреда (определяется на основании медицинских документов) и размера морального вреда (устанавливается истцом, но затем анализируется судом);
  • исковое заявление по страховому случаю рассматривается в стандартном порядке с вынесением постановления и передачей его судебным приставам.

Таким образом, отсутствие автогражданки у виновника происшествия не делает получение компенсации невозможным. Но для этого придется действовать самостоятельно с учетом законодательных требований к процедуре взыскания.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector